02.04.2016

СКОЛЬЗКАЯ ТЕМА

Химические реагенты – один из немногих способов борьбы с гололедом. Но противников у них не меньше, чем сторонников. Считается, что реагенты разъедают обувь, детали машин, корни растений. А нынешней зимой из-за резких перепадов погоды и постоянной «проливки» улиц претензий стало еще больше. «Нефтехимия РФ» решила разобраться, насколько обвинения оправданны и какие вообще есть варианты борьбы с гололедом.

В конце прошлого года на сайте change.org – интернет-платформе гражданских инициатив – появилась петиция с требованием о запрете использования антигололедных реагентов в Москве. По ситуации на начало февраля ее поддержали 70 тыс. человек. Когда петиция наберет 75 тыс. подписей, она будет разослана в федеральные и региональные органы власти, в том числе в Госдуму и Минздрав РФ, а также столичному мэру Сергею Собянину. Автор послания – активистка Наталья Урмакова. Она ссылается на ст. 42 Конституции РФ об обеспечении благоприятной окружающей среды и полагает, что реагенты – «непроверенное средство», попавшее в руки «безграмотным людям». Интересно, что живет Урмакова не в Москве, за чистоту которой борется, а в Санкт-Петербурге. Северная столица в этом году объявила об отказе от реагентов. Но возможно ли это?

Вариант №1. Совсем без всего?


Уборку улиц у нас любят сравнивать с технологиями, применяемыми в скандинавских странах, задаваясь вопросом, почему в российских мегаполисах так мало используют в качестве антигололедного средства каменную крошку. Проблема в том, что у нас на это не рассчитана система водоотведения, а значит, в большинстве случаев активное применение крошки приводит к засорению канализационных колодцев. В том же Петербурге с 1990-х трижды проводили эксперимент по внедрению финского опыта, но безуспешно.

В прежние времена в России главным противогололедным средством был крупный речной и карьерный песок. Однако и он забивает стоки (пусть не так сильно, как крошка), а также загрязняет газоны. При этом лед под воздействием песка никуда не исчезает, а за зиму на дорогах образуется многослойный песко-ледяной пирог. Соответственно, это также не выход из положения.

С 1930-х стала активно использоваться песко-соляная смесь, для приготовления которой брался хлорид натрия (техническая соль). Он, вбирая влагу, проникает сквозь слой льда на поверхность асфальта, ослабляя связь между ними. Таким образом можно полностью очистить дорогу. Однако хлорид натрия накапливается в почве, приводя к ее засолению, вреден для обуви и стимулирует коррозию металлов. По большому счету все негативные отзывы о реагентах связаны именно с ним.

Санкт-Петербург в этом году объявил, что принципиально отказывается от реагентов. Хорошая новость: стало меньше грязи. Не очень хорошая новость: автомобилисты жалуются, что скользко. Хотя статистика вроде говорит об обратном: в январе число аварий в городе сократилось на 18% по сравнению с тем же месяцем 2015 года, травм пешеходов – на 10%.

Полностью отказаться от реагентов все же не получилось

Справедливости ради: полностью отказаться от реагентов у Петербурга не получилось – на участках повышенной опасности (лестницах и путепроводах, набережных и остановках транспорта) песко-соляная смесь используется. А снижение потребления реагентов в остальных местах властям пришлось компенсировать повышенной нагрузкой на коммунальные службы. В первых числах февраля петербургский «Водоканал» сообщил, что переработал «юбилейный» – миллионный – кубометр снега. Раньше самый высокий результат был получен в сезон 2012–2013 годов – 727 тыс. «кубов». Рекорд уже перекрыт с запасом, а до весны еще далеко. Так что по завершении сезона имеет смысл посмотреть как на экономику эксперимента в комплексе, так и на воздействие на экологию авральной работы снегоплавильных станций.

Вариант №2. Назад к природе

«Вредно ли посыпать улицы города солью? Вредно. Город сам по себе вреден – это искусственно созданная среда. Но здесь важен принцип выбора наименьшего из зол. Песко-соляная смесь наносит меньше вреда по сравнению с другими материалами», – уверен заведующий кафедрой коммунальной гигиены Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Кирилл Фридман. Но к «соляной» составляющей все же есть вопросы.

Все северные страны используют реагенты или фрикционные материалы

Бытует мнение, что природные рассолы наносят меньший ущерб экологии, чем техническая соль. Их применяют в разных городах: например, в Ярославле самый распространенный способ борьбы с гололедом – комбинация песка с рассолом местных скважин. Главное достоинство здесь – доверие людей. Ведь такой же рассол, что идет на поливку улиц, применяется (после доведения до нужной концентрации, конечно) в санаториях.

Однако, по сути, с традиционными антигололедными средствами мало различий. Природные рассолы по химическому составу чаще всего относятся к хлористо-натриевым или хлористо-кальциево-натриевым жидким материалам. При этом возможности их использования ограниченны. «Они идут в ход только при температуре -8 °С и выше», – рассказывает начальник отдела содержания улично-дорожной сети департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Анатолий Волошин. Жидкие реагенты нельзя применять в местах повышенной опасности. А значит, в дело идет все та же песко-соляная смесь: при температуре до -15 °C в Ярославле она содержит 10% соли, ниже – 15–20%.

Вариант №3. Попробовать все

Однако ни в одном другом городе России не экспериментировали с антигололедными средствами так часто, как в столице. «В Москве разработан специальный новый состав смеси реагентов», – стандартное сообщение для каждого снежного сезона последних лет.

До середины 1990-х использовалась обычная песко-соляная смесь с хлоридом натрия, но от нее было решено отказаться из-за засорения стоков, засоления газонов и порчи городских коммуникаций (в том числе контактных проводов троллейбусов). Одно время популярными стали твердые химические комбинированные реагенты на основе модифицированного хлористого кальция и магния. Их можно использовать почти при любой погоде, даже во время снега. Но с середины нулевых и от них было решено отказаться из-за тенденции к накоплению аниона магния в почве и природных водах.

Сейчас к наиболее распространенным антигололедным реагентам относится раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с хлоридом натрия он обладает преимуществами: имеет примерно на 30% меньшие нормы расхода, эффективен при сильных морозах (до -35 °С), не так сильно воздействует на природу.

Однако есть свои минусы. «Хлориды обладают коррозионной активностью, то есть воздействуют на обувь, на автомобили, а главное, на растительность. И их принципиальные химические свойства ничем не изменить: хлориды есть хлориды. Формиаты могут смягчить действие хлоридов, но где-то на 10%», – говорит Юрий Трегер, советник генерального директора НИИЦ «Синтез». При этом применение формиатов, добавляет он, ведет к значительному росту стоимости составов.
Кроме того, у используемого в Москве состава небольшой срок действия, дороги нужно обрабатывать несколько раз за сутки. Нынешней зимой с резкими перепадами погоды и мокрым снегом, смывающим реагент, это стало главной причиной для недовольства москвичей. Постоянное присутствие на дорогах коммунальной техники провоцировало пробки и создавало ощущение, что городские власти с ситуацией не справляются.

Поэтому эксперименты продолжаются, например с теми же веществами формиатной группы. При этом, как сообщил руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин в ходе недавнего совместного заседания комиссий Мосгордумы, посвященного зимней уборке улиц, сейчас идет дополнительная закупка химикатов: в январе в Москве выпало в три раза больше снега, чем обычно, а потому запасы истощились.

Сильно опасаться реагентов, говорят эксперты, все же не стоит. Руководитель столичного управления Роспотребнадзора Елена Андреева рассказывает, что сейчас проводятся испытания противогололедных средств по трем направлениям: выявление радионуклеидов, выявление тяжелых металлов и токсикологическая экспертиза. Первые два этапа уже позади, все в норме. Токсикологическая экспертиза пока не закончена – по состоянию на 4 февраля (седьмой день испытаний на животных) реагенты не произвели никакого действия на подопытных. Скорее всего, антигололедным средствам Москвы будет присвоен четвертый класс опасности, то есть малоопасные. Однако поиск оптимального состава все же продолжится.

Виктор Иванов,
президент Российского союза химиков:

Мы не можем полностью обходиться без реагентов в больших городах, но говорить о том, что они, любые, совершенно безвредны, не приходится. В современном мире категоричный подход не работает: например, если замерить уровень загрязнения воздуха в центре Москвы, он окажется таким же или выше, чем на крупных промышленных заводах, но это же не дает повода отказываться от автомобилей. Нужно искать разумный компромисс, нужен строгий входной контроль качества состава реагентов и обязательное соблюдение регламента их использования, чтобы минимизировать вред.

Чужой опыт

«Все северные страны используют те или иные реагенты или фрикционные материалы. По одной простой причине: без них не обойтись», – говорит председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степан Орлов. Однако подходы везде разнятся.

В Скандинавии в фаворе каменная крошка. Причем ее весной собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, и моют, чтобы использовать снова. В Норвегии к тому же теплокоммуникации прокладывают под дорогами, чтобы лед таял сам собой. В других европейских странах часто применяют реагенты типа хлористого кальция, натрия и магния, а также фрикционные смеси.

В США главным образом используется хлористый кальций. В крупных городах, например в Нью-Йорке, где из-за интенсивного трафика вывозить снег сложно, его попросту растап­ливают реагентами и спускают в ливневую канализацию. Хотя, как и в России, везде экспериментируют. Например, в Айове однажды использовали для борьбы со льдом кулинарную приправу: в городе Энкени в 2008- м закончились запасы реагентов и в дело пошла смесь обычной соли с сухим чесноком.

Есть и более экзотичные практики. В Японии в префектуре Тояма на горном туристическом маршруте Tateyama Kurobe Alpine Route, как и в нынешнем году в Санкт-Петербурге, отказались от реагентов. Но снег здесь стали счищать с трасс ровно по границам дорожной разметки. В итоге высота снежных «стен» теперь иногда достигает 15 метров.

Словарь реагентов

Противогололедные реагенты бывают разными – исчерпывающая классификация содержится в документе «Требования к противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003». Если обобщить, то в зависимости от используемого сырья и его происхождения их делят на три группы: химические (хлориды, ацетаты, карбамиды и нитраты), фрикционные (песок, щебень, шлак) и комбинированные (песко-соляная смесь), которые бывают в твердом или жидком виде. Помимо самого дешевого и доступного из химикатов – хлорида натрия – наиболее часто применяется хлористый кальций и его модификации. Также используется хлорид магния с различными «присадками» – он действует аналогично технической соли, но меньше воздействует на окружающую среду. Применение добавок с фосфатами позволяет снизить коррозийные свойства соли, но весной это приводит к росту живых бактерий и цветению водоемов.

От автора
Редакционное задание написать о реагентах показалось мне очень простым. Ведь я много слышала о реагентах. Все мы слышали о них. Казалось бы, что непонятного? Реагенты – это белый налет на обуви, грязь в городе и щенок, за которым требуется следить, чтобы не лизнул что-нибудь ненароком.
Приходится признать, я ошиблась. За всеми, казалось бы, общепризнанными фактами оставалось много вопросов, и чем дальше шла работа над текстом, тем больше с ним было проблем. Почему реагентов так много? Можно ли обойтись без них? А если нет, то как найти рецепт идеального состава? Не тема, а сплошные загадки и противоречия.
Нужно сформулировать для себя – скорее я за реагенты или против? Наверное, все-таки за. Реагенты на улицах – это в первую очередь безопасность. Да, статистика показывает, что в этом году число травм из-за гололеда в Санкт-Петербурге, резко снизившем использование реагентов, уменьшилось. Но может быть, проблема в «высокой базе» сравнения? Ведь в Москве, продолжающей применять антигололедные средства, показатель лучше. Причем, как следует из данных, прозвучавших в феврале на Конгрессе травматологов и ортопедов, цифры отличаются в разы: уровень сезонного травматизма в столице составляет сейчас 3,5 на 100 тыс. населения, а в Петербурге – 19,1.
Впрочем, это ведь совсем не значит, что поиск идеального рецепта борьбы со льдом должен прекратиться.

Валентина Петрова


← Назад к списку новостей